• В результате принятых в Латвии в 2018 году мер по борьбе с отмыванием денег было заморожено более полумиллиарда долларов, перечисленных иностранными компаниями на счета банков.
  • Сотни счетов иностранных компаний были заморожены без указания на преступную деятельность в качестве причины.
  • Практика Fara Group по устранению рисков экспроприации помогает решить дела о неправомерной конфискации личных гражданских активов.

 

В 1990-х годах Латвия начала кампанию “Инвестируй в Латвию” с целью стать Швейцарией Восточной Европы, обеспечивая финансовый мост между Россией и Западом. Сотни компаний из бывшего Советского Союза (БСС) перенесли свои банковские операции в Латвию, понимая, что их средства будут в безопасности и они смогут проводить операции с иностранной валютой. К 2015 году около 1 процента операций с американским долларом, совершаемых в мире,  проходили через Латвию.

Несколько лет спустя, в 2018 году, власти Латвии были предупреждены американскими властями о наличии преступных финансовых учреждений среди её банков, занимающихся отмыванием денег. Регуляторы по обе стороны Атлантики приняли меры, чтобы перекрыть эти сети и ликвидировать преступные банки.

В Латвии был инициирован ряд уголовных расследований, в ходе которых главное внимание уделялось банковским счетам нерезидентов. Практически все счета, принадлежащие гражданам из бывшего СССР, были закрыты. Средства на многих счетах – заморожены.

Жесткие меры, примененные латвийскими властями, принесли результаты. Были закрыты счета, позволяющие, по которым использовали схему “российской прачечной”, когда миллиарды долларов США из российских банков отмывались через молдавские банки и отправлялись в Латвию благодаря использованию незаконных судебных решений по неисполненным подложным обязательствам. Были выявлены и другие преступные схемы, в рамках которых использовались оффшорные структуры для сокрытия личности специально назначенных граждан.

Однако в антиотмывочные сети попали и предположительно невиновные компании. Сотни компаний утверждают, что их счета были заморожены властями без законных оснований. Некоторые из них были заморожены, потому что владелец счета или финансовые средства происходили из стран бывшего СССР, чьи финансовые системы имеют репутацию непрозрачных с недостаточной регулируемостью. В других случаях счета компаний были задним числом проверены в соответствии с требованиями “Знай своего клиента” (Know Your Customer’s Customer – KYCC) – мера, не советуемая к применению по мнению уважаемой международной организации Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Есть также случаи, когда счета замораживались, потому что компания не осуществляла достаточно деловой активности в Латвии.

Во всех этих случаях предприятия теряли доступ к своим средствам в латвийских банках без указания органов на конкретную преступную деятельность в качестве причины. Эта практика, юридически называемая “конфискацией личных гражданских активов” или, в просторечии, “полицейской добычи прибыли”, является очень спорной, и против нее выступают, в частности, Американский союз гражданских свобод и Фонд наследия.

Риск экспроприации не является уникальным для Латвии. Он широко распространен в других странах Европы и в США, где все больше распространяется конфискация гражданских активов. Поскольку такая конфискация без вынесения приговора в большинстве случаев лишена надлежащего судебного разбирательства, потому что, когда дело доходит до суда, она часто отменяется.

Для иностранных граждан, чьи латвийские счета заморожены, снятие запретного решения является труднопреодолимой задачей. Причины могут быть бюрократическими, политическими или юридическими. Если удастся доказать, что бизнес не совершал доказанного преступления или нарушения санкций, активы могут быть разморожены.

Fara Group специализируется на делах о конфискации личных гражданских активов. Команда финансовых и юридических экспертов компании проводит независимый анализ и дает заключения относительно правовых оснований для блокировки средств или их отсутствия. Наши авторитетные отчеты могут быть использованы в качестве доказательств как в местных судах, так и в международных трибуналах. В сложных случаях они могут быть использованы для убеждения соответствующих органов в том, что средства клиента в данном случае заблокированы несправедливо